Кафедра уголовного права

1 семестр 2024-2025 учебного года

 

Общая консультация – среда 13.30-15.00

 

Индивидуальная консультация по отделениям:

 

Преподаватель

Очное/заочное отделение

Международно-правовое

отделение

Отделение магистратуры и аспирантуры

доц. Аверинская С.А.

понедельник

13.20-14.20

-

четверг

12.50-13.50

доц. Георгиевский Э.В.

среда

12.30-13.30

четверг

13.20-14.20

среда

11.30-12.30

доц. Забавко Р.А.

четверг

14.20-15.20

понедельник

13.20-14.20

среда

12.50-13.50

доц. Кравцов Р.В.

понедельник

12.20-13.20

пятница

13.20-14.20

-

понедельник

12.20-13.20

доц. Островских Ж.В.

вторник

15.20-16.20

пятница

15.20-16.20

вторник

12.50-13.50

преп. Петрякова Л.А.

понедельник

13.20-14.20

-

понедельник

13.20-14.20

доц. Радченко О.В.

понедельник

15.20-16.20

-

среда

12.30-13.30

проф. Репецкая А.Л.

-

-

пятница

12.50-13.50

 

 

 

На кафедре уголовного права ведется активная научно-исследовательская работа студентов. Особую значимость в деятельности кафедры имеет организация данного направления, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает влияние на личностно-профессиональное становление будущего специалиста. Данная работа включает в себя широкий спектр направлений, позволяющий обеспечить не только усвоение знаний студентами, но и приобретение навыков научного анализа.

Студенты, под руководством преподавателей кафедры, участвуют в научно-практических семинарах и конференциях ЮИ ИГУ, ВУЗов г. Иркутска, других городов России, университетов-партнеров. Доклады студентов имеют как высокое научно-теоретическое, так и практическое значение. Результаты научных исследований публикуются в студенческом журнале «ExLegis: правовые исследования» Юридического института ИГУ, сборниках научно практических студенческих конференций Юридического института ИГУ, в Вестнике ИГУ и других научных журналах, в сборниках научных конференций.

Магистранты и обучающиеся по программе бакалавриата регулярно принимают участие в российских и международных научно-исследовательских конкурсах, и мероприятиях, в специализированных секциях Всероссийской юридической студенческой олимпиады и других формах активности, побеждая и становясь призерами.

На кафедре активно развивается деятельность научных студенческих кругов, в том числе действует Центр студенческих научных исследований, в работе которого на постоянной основе принимают участие практические работники различных юридических направлений.

 

Бакалаврит

Магистратура

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

  1. Студенты выпускных курсов при подготовке к государственному экзамену по общепрофессиональной дисциплины «Уголовное право России», должны:обладать необходимо-достаточным объемом теоретических знаний, полученных в процессе обучения по Общей и Особенной части Уголовного права России, а также при изучении специальных курсов, дисциплин по выбору и факультативов по уголовному праву в пределах, предусмотренных учебным планом;
  2. уметь решать практические задачи (казусы), предполагающие знание студентами процесса осуществления юридического анализа статьи закона в определенном порядке и приемов и способов уголовно-правовой квалификации.
  3. Процесс подготовки к государственному экзамену необходимо начинать одновременно с подготовкой и написанием аттестационной работы – осенью-зимой последнего курса обучения. Студентам при этом рекомендуется прочитывать рекомендуемую учебную, учебно-методическую и научную литературу по предмету, восполняя возможные пробелы в знаниях, а также вспоминая изученный учебный материал. Особое внимание при подготовке к государственному экзамену необходимо обратить на консультирование, проводимое преподавателями-предметниками в установленные учебным расписанием часы.
  4. Билет государственного экзамена содержит три вопроса. Первый вопрос предполагает развернутый, по возможности, проиллюстрированный примерами, ответ из области теории Общей части. Ответ на такой вопрос предполагает знание студентами основных категорий и институтов Общей части уголовного права России. Нормы-дефиниции должны заучиваться студентами наизусть или близко к тексту закона. Студенты должны владеть различными точками зрения по предмету собеседования.
  5. Второй вопрос традиционно предполагает осуществление, в установленном порядке, юридического анализа той или иной статьи уголовного закона. Порядок юридического анализа дается в учебно-методических материалах и прилагается к указанным методическим рекомендациям.
  6. Третьим вопросом предполагается решение практической задачи (казуса). Задачи составлены таким образом, что они охватывают основные проблемные вопросы квалификации тех или иных составов преступлений. Задача предполагает одно решение, которое должно быть обосновано студентом, исходя из его знаний теоретического материала. Решение задачи осуществляется на экзамене с использованием текста Уголовного кодекса России, после ответа на теоретические вопросы, которые не предполагают использование уголовного закона. Ответ на любой теоретический вопрос, в том числе и дополнительный, должен быть аргументирован либо ссылкой на статью уголовного закона, либо на точки зрения ученых, либо на судебно-следственные материалы, излагаемые в решениях и определениях по конкретным уголовным делам либо в постановлениях Пленумов Верховных Судов РФ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

  1. Решение задачи по уголовному праву предполагает полную и правильную квалификацию тех событий, которые описаны в фабуле задачи. Выполнение этого задания преследует цель – проверить системность знаний студента по курсу уголовного права (а в некоторых случаях – и по смежным дисциплинам), навыки юридического мышления, умение пользоваться правилами формальной логики, а также способности студента применить теоретические знания на практике, аргументируя своё решение ссылками на нормы уголовного закона.
  2. По этой причине ни в коем случае не стоит пренебрегать использованием экземпляра Уголовного кодекса Российской Федерации, который предоставляется студенту для выполнения третьего задания из экзаменационного билета. Не стоит также полагаться на первое впечатление от задачи или на убеждение об ответе на неё, которые возникают при первом ознакомлении с текстом задания. Большинство задач содержат в себе определённую проблемную ситуацию, которую следует обнаружить и правильно оценить. Кроме того, ответ по задаче требует полной квалификации деяний каждого из участников описанных событий, а это затруднительно сделать по памяти, не открывая уголовный закон.
  3. Для успешного решения любой задачи из экзаменационных билетов следует также придерживаться нескольких рекомендаций.
  4. Некоторые из событий, изложенных в экзаменационных билетах, не содержат состава преступления. Поэтому первый из решаемых вопросов по задаче – имеются ли вообще достаточные признаки состава преступления в происшествии. Может встретиться и ситуация правомерного причинения вреда (соответствующая обстоятельствам, исключающим преступность деяния).
  5. Если состав преступления в происшествии усматривается, то необходимо определить, в чьих именно действиях (бездействии) имеется состав преступления, и какого именно преступления – с полной конкретизацией по статье, её части, пункту или пунктам. Экзаменационной комиссии следует сообщить как числовое выражение своего решения (статья, часть и пункт, которые предусматривают ответственность за содеянное. Следует помнить о правилах конкуренции квалифицированных видов одного преступления), так и словесное – назвать те признаки, которые подлежат вменению тому или иному участнику рассматриваемых событий.

В задачах могут содержаться случаи совокупности преступлений, неоконченного преступления, ситуации, когда имеется конкуренция норм. Все они подлежат решению. Кроме того, задача может предполагать решение вопроса о соучастии: в этом случае необходимо определить виды соучастников (назвать роли и пояснить, по каким признакам они вменяются в вину), а также форму соучастия (имеется ли какая-то из четырёх форм, если да – то какая именно и по каким признакам).

Фабулы экзаменационных (академических) задач не могут содержать всех исчерпывающих сведений, необходимых для правильного решения дела, как если бы это требовалось правоприменителю в реальной действительности. По этой причине обстоятельства, о которых ничего не говорится, берутся по умолчанию. Например, если не указан возраст уголовной ответственности и ничего не говорится о невменяемости, то следует считать, что все участники событий отвечают признакам общего субъекта преступления. Тем не менее, приветствуется демонстрация знаний студента, когда он может предложить (кратко и предметно) детализацию некоторых неконкретизированных условий задачи и пояснить, как будет изменяться уголовно-правовая оценка содеянного при этих различных условиях.

Следует помнить, что экзаменационные (академические) задачи составляются максимально лаконично при том, что они должны иметь максимальную информационную нагрузку и позволять найти правильный ответ. Соответственно, в подавляющем большинстве задач все изложенные обстоятельства имеют значение и их нужно учитывать.

Чтобы не упустить из вида ничего важного, следует придерживаться правил квалификации преступлений, которые преподаются в рамках соответствующих специальных курсов. В настоящей работе мы можем дать лишь самые общие рекомендации на этот счёт.

  • Во-первых, юридический анализ задачи целесообразно начинать с определения признаков объективной стороны с выстраиванием их во взаимосвязанные явления (во времени), с привязкой по действующим лицам.
  • Во-вторых, нужно ориентироваться в структуре Особенной части УК и с помощью этих знаний определить круг общественных отношений, которые были нарушены по условиям решаемой задачи. Таким образом можно определить главы Особенной части УК (и даже статьи), которые могут быть применены к данному случаю.
  • В-третьих, следует определить, нет ли в исследуемом событии признаков правомерного причинения вреда охраняемым общественным отношениям.
  • В-четвёртых, следует провести подбор и проверку статей, которые были прежде отобраны для применения к данному случаю. Одновременно решается вопрос о конкуренции норм уголовного закона, а также о совокупности преступлений, о признаках неоконченного преступления, о признаках субъективной стороны (сравниваются известные обстоятельства с содержанием субъективной стороны подбираемых составов преступлений). В итоге необходимо получить вывод об одной или нескольких статьях Особенной части УК, а также о возможной необходимости сослаться на положения статьи 30 УК, если в наличии неоконченное умышленное преступление.
  • Если имеются признаки соучастия, то сначала рекомендуется определить исполнителя преступления (по признакам объективной стороны конкретного состава преступления), а затем определить роли остальных соучастников и (если имеются основания) форму соучастия.
  • Следует также помнить, что анализ преступлений, где важен предмет, удобнее начинать с признаков предмета и лишь после этого переходить к признакам объективной стороны (какие манипуляции с предметом преступления произведены, запрещены ли, а если запрещены, то какими статьями или частью статьи Особенной части УК).
  • Особенное внимание следует уделять признакам специального субъекта, если решение задачи возможно с применением таких статей УК, где субъектный состав специфичен.
  • В-пятых, следует определить, имеются ли отягчающие или смягчающие обстоятельства из тех статей Особенной части УК, которые подлежат вменению в вину конкретному участнику исследуемых событий. Наличие этих признаков следует обосновать.
  • В-шестых, следует ответить на дополнительные вопросы по задаче, если таковые поставлены перед студентом в самом тексте задаче.

Памятка для студентов, защищающих дипломные работы на кафедре уголовного права ЮИ ИГУ

I. Представление дипломной работы на кафедру для защиты

  1. Необходимо проверить соответствие темы, указанной на титульном листе дипломной работы, с темой,  утвержденной приказом директора.
  2. Дипломная работа должна быть представлена на кафедру не позднее, чем за 5 дней до дня защиты, установленного в графике.
  3. Представленная к защите дипломная работа должна содержать следующие реквизиты (после текста): (1) – подпись автора, расшифровка подписи и дата; (2) – подпись научного руководителя, расшифровка подписи и дата.
  4. Дипломная работа представляется на защиту только при наличии отзыва, подписанного научным руководителем, рецензии, подписанной рецензентом и электронного варианта дипломной работы.
  5. Рецензент выбирается студентом по согласованию с научным руководителем из числа преподавателей ЮИ ИГУ. Наравне с основной (внутренней) рецензией допускается внешнее рецензирование, т.е. рецензентом на дипломную работу может выступить научный сотрудник (преподаватель) из другого ВУЗа, практический работник, и т.д. Такая рецензия подписывается рецензентом с указанием полного наименования должности, звания и т.д. и даты, заверяется в отделе кадров организации.

II. Процедура проведения защиты дипломных работ

  1. Начало работы Государственной экзаменационной комиссии в 10.00 (аудиторию необходимо заранее уточнить у научного руководителя или секретаря). Председатель ГЭК (либо его заместитель) объявляет заседание открытым.
  2. Председатель ГЭК (либо его заместитель) оглашает порядок проведения заседания комиссии, а также очередность заслушивания защит дипломных работ.
  3. Для представления дипломной работы студенту отводится время (обычно 5-7 минут), в течение которого необходимо раскрыть актуальность избранной темы, основные проблемы теории и практики, пути их решения и т.п. ВНИМАНИЕ! СЛЕДИТЕ ЗА РЕГЛАМЕНТОМ ВЫСТУПЛЕНИЯ! В противном случае Председатель ГЭК (либо его заместитель) будет вынужден вас прервать!
  4. Если в отзыве и (или) рецензии имеются замечания либо вопросы, студенту необходимо сообщить об устранении замечаний, а также ответить на вопросы, в процессе оглашения вступительной речи во время защиты.
  5. После представления студентом дипломной работы ему могут быть заданы дополнительные вопросы членами комиссии.
  6. После ответов на вопросы и при отсутствии иных вопросов научный руководитель (а в его отсутствие  кто-либо из членов ГЭК по поручению Председателя ГЭК либо его заместителя) оглашает отзыв на дипломную работу.
  7. После оглашения отзыва научного руководителя кто-либо из членов ГЭК по поручению Председателя ГЭК (либо его заместителя) оглашает рецензию на дипломную работу.
  8. Далее студент возвращается на свое место.

ВНИМАНИЕ! В период проведения защиты дипломной работы не допускается использование мобильных телефонов, разговоры, а также вход и выход в (из) аудитории. При необходимости и с разрешения Председателя ГЭК (либо его заместителя) слушатели могут покинуть аудиторию или войти в нее только в перерывах между заслушиванием защит дипломных работ.

!!! Поощряется проведение защиты дипломной работы с использованием мультимедийного оборудования. О необходимости использования такового студенту необходимо уведомить научного руководителя, а также подать заявку секретарю кафедры в письменном виде не позднее, чем за 14 дней до дня защиты.

Зимняя сессия

2019-2020 учебный год

 

Вопросы к зачетам

  

Вопросы к экзаменам

Летняя сессия

Вопросы к зачетам

Вопросы к экзаменам

 

Очное, очно-заочное и заочное отделение

Летняя сессия

Вопросы к зачетам

Перечень литературы, рекомендуемой для обязательного конспектирования по дисциплине «Уголовное право России. Общая часть» для студентов 1 курса дневного отделения

1) Бурчак Ф.Г. Квалификация преступлений. Киев, 1983.

2) Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. Москва, 2001.

3) Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. Москва, 1972.

4) Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. Москва, 1984.

5) Никонов В.А. Научные основы квалификации преступлений. Тюмень, 1996.

6) Сабитов Р.А. Квалификация уголовно-правовых деяний. Челябинск, 1998.
7) Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. Москва, 1957.

Правила конспектирования

Из приведенного выше списка студент выбирает одну из работ по своему усмотрению и осуществляет ее конспектирование.

Конспектирование осуществляется рукописно разборчивым почерком.

Объем конспекта – тетрадь не менее 18 листов.

Ксерокопии к рассмотрению не принимаются.

Срок сдачи конспектов преподавателю  — не позднее 15 мая текущего года.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

Решение задачи по уголовному праву предполагает полную и правильную квалификацию тех событий, которые описаны в фабуле задачи. Выполнение этого задания преследует цель – проверить системность знаний студента по курсу уголовного права (а в некоторых случаях – и по смежным дисциплинам), навыки юридического мышления, умение пользоваться правилами формальной логики, а также способности студента применить теоретические знания на практике, аргументируя своё решение ссылками на нормы уголовного закона.

По этой причине ни в коем случае не стоит пренебрегать использованием экземпляра Уголовного кодекса Российской Федерации, который предоставляется студенту для выполнения третьего задания из экзаменационного билета. Не стоит также полагаться на первое впечатление от задачи или на убеждение об ответе на неё, которые возникают при первом ознакомлении с текстом задания. Большинство задач содержат в себе определённую проблемную ситуацию, которую следует обнаружить и правильно оценить. Кроме того, ответ по задаче требует полной квалификации деяний каждого из участников описанных событий, а это затруднительно сделать по памяти, не открывая уголовный закон.

Для успешного решения любой задачи из экзаменационных билетов следует также придерживаться нескольких рекомендаций.

  1. Некоторые из событий, изложенных в экзаменационных билетах, не содержат состава преступления. Поэтому первый из решаемых вопросов по задаче – имеются ли вообще достаточные признаки состава преступления в происшествии. Может встретиться и ситуация правомерного причинения вреда (соответствующая обстоятельствам, исключающим преступность деяния).
  2. Если состав преступления в происшествии усматривается, то необходимо определить, в чьих именно действиях (бездействии) имеется состав преступления, и какого именно преступления – с полной конкретизацией по статье, её части, пункту или пунктам. Экзаменационной комиссии следует сообщить как числовое выражение своего решения (статья, часть и пункт, которые предусматривают ответственность за содеянное. Следует помнить о правилах конкуренции квалифицированных видов одного преступления), так и словесное – назвать те признаки, которые подлежат вменению тому или иному участнику рассматриваемых событий.
  3. В задачах могут содержаться случаи совокупности преступлений, неоконченного преступления, ситуации, когда имеется конкуренция норм. Все они подлежат решению. Кроме того, задача может предполагать решение вопроса о соучастии: в этом случае необходимо определить виды соучастников (назвать роли и пояснить, по каким признакам они вменяются в вину), а также форму соучастия (имеется ли какая-то из четырёх форм, если да – то какая именно и по каким признакам).
  4. Фабулы экзаменационных (академических) задач не могут содержать всех исчерпывающих сведений, необходимых для правильного решения дела, как если бы это требовалось правоприменителю в реальной действительности. По этой причине обстоятельства, о которых ничего не говорится, берутся по умолчанию. Например, если не указан возраст уголовной ответственности и ничего не говорится о невменяемости, то следует считать, что все участники событий отвечают признакам общего субъекта преступления. Тем не менее, приветствуется демонстрация знаний студента, когда он может предложить (кратко и предметно) детализацию некоторых неконкретизированных условий задачи и пояснить, как будет изменяться уголовно-правовая оценка содеянного при этих различных условиях.
  5. Следует помнить, что  экзаменационные (академические) задачи составляются максимально лаконично при том, что они должны иметь максимальную информационную нагрузку и позволять найти правильный ответ. Соответственно, в подавляющем большинстве задач все изложенные обстоятельства имеют значение и их нужно учитывать.

Чтобы не упустить из вида ничего важного, следует придерживаться правил квалификации преступлений, которые преподаются в рамках соответствующих специальных курсов. В настоящей работе мы можем дать лишь самые общие рекомендации на этот счёт.

Во-первых, юридический анализ задачи целесообразно начинать с определения признаков объективной стороны с выстраиванием их во взаимосвязанные явления (во времени), с привязкой по действующим лицам.

Во-вторых, нужно ориентироваться в структуре Особенной части УК и с помощью этих знаний определить круг общественных отношений, которые были нарушены по условиям решаемой задачи. Таким образом можно определить главы Особенной части УК (и даже статьи), которые могут быть применены к данному случаю.

В-третьих, следует определить, нет ли в исследуемом событии признаков правомерного причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

В-четвёртых, следует провести подбор и проверку статей, которые были прежде отобраны для применения к данному случаю. Одновременно решается вопрос о конкуренции норм уголовного закона, а также о совокупности преступлений, о признаках неоконченного преступления, о признаках субъективной стороны (сравниваются известные обстоятельства с содержанием субъективной стороны подбираемых составов преступлений). В итоге необходимо получить вывод об одной или нескольких статьях Особенной части УК, а также о возможной необходимости сослаться на положения статьи 30 УК, если в наличии неоконченное умышленное преступление.

Если имеются признаки соучастия, то сначала рекомендуется определить исполнителя преступления (по признакам объективной стороны конкретного состава преступления), а затем определить роли остальных соучастников и (если имеются основания) форму соучастия.

Следует также помнить, что анализ преступлений, где важен предмет, удобнее начинать с признаков предмета и лишь после этого переходить к признакам объективной стороны (какие манипуляции с предметом преступления произведены, запрещены ли, а если запрещены, то какими статьями или частью статьи Особенной части УК).

Особенное внимание следует уделять признакам специального субъекта, если решение задачи возможно с применением таких статей УК, где субъектный состав специфичен.

В-пятых, следует определить, имеются ли отягчающие или смягчающие обстоятельства из тех статей Особенной части УК, которые подлежат вменению в вину конкретному участнику исследуемых событий. Наличие этих признаков следует обосновать.

В-шестых, следует ответить на дополнительные вопросы по задаче, если таковые поставлены перед студентом в самом тексте задаче.

 

Ознакомительная практика

Методические рекомендации для сотрудников принимающей организации по руководству ознакомительной практикой студентов

Руководитель принимающей организации:

- прикрепляет студентов к высококвалифицированным работникам (специалистам), имеющим четкое представление о правовом обеспечении служебной деятельности данного подразделения;

- рассматривает и утверждает составленные студентами индивидуальные планы прохождения практики;

- предоставляет студентам в пределах программы и полученного задания на ознакомительную практику возможность знакомиться с необходимыми документами и материалами;

- рассматривает и утверждает (подписывает) составленные непосредственным руководителям практики отзывы (характеристики) на студентов за период прохождения ими практики.

Руководитель практики (специалист), непосредственно отвечающий за руководство ознакомительной практикой:

- оказывает студентам помощь в составлении индивидуальных планов прохождения практики и его выполнении;

- с учетом специфики подразделения оказывает помощь в составлении и оформлении дневника  прохождения практики;

- обеспечивает организацию изучения студентами действующих в  подразделении нормативно-правовых актов по режиму работы,  делопроизводству, задачам, целям и компетенции органа;

- изучает уровень теоретической и практической подготовки, деловые и психологические качества студента, способствует развитию у него чувства уважения к выбранной специальности и ответственности за порученное дело, самостоятельности, инициативы, способствует повышению его правовой культуры;

- привлекает студентов к анализу действующего законодательства и правоприменительной практики органа;

- регулярно подводит итоги проделанной студентами работы и уточняет последующие задания, контролирует ведение дневника, объективно оценивает результаты их работы;

- по окончании практики подводит ее итоги и составляет характеристику на студента.

В характеристике принимающей организации должны быть отражены:

- полнота и качество выполнения программы практики и индивидуального плана ее проведения, оценка результатов практики студентов;

- уровень его теоретической подготовки по различным дисциплинам, знание основных законодательных и других нормативных актов, регламентирующих деятельность органов МВД и ФСИН РФ;

- уровень аналитического мышления, способность творческого решения поставленных задач;

- отношение к работе, наиболее типичные черты характера и склонности, волевые и нравственные качества, исполнительность, общий и культурный уровень развития, коммуникабельность;

- способность и умение выполнять внутренний распорядок дня, состояние дисциплины, а также другие вопросы, которые могут характеризовать студента;

- участие в общественной жизни принимающего органа;

- выводы о практической деятельности студента.

Характеристика скрепляется гербовой печатью и направляется в Юридический институт ИГУ для приобщения к личному делу студента.

Методические рекомендации для преподавателя института по руководству практикой студентов в органах МВД и ФСИН РФ:

Для оказания методической помощи в проведении ознакомительной практики назначается руководитель из числа преподавателей кафедры уголовного права ЮИ ИГУ.

На преподавателя, руководителя по практике на кафедре, возлагается обязанность своевременно оповестить базовые органы  о сроках проведения учебной практики, её программе, сообщить количество студентов, которые должны проходить практику в базовом органе.

Помимо этого, преподаватель должен провести инструктивное совещание со студентами и в дальнейшем контролировать ход выполнения учебной практики.

Преподаватель – руководитель практики с учетом целей и задач ознакомительной практики:

- обеспечивает проведение необходимых организационных мероприятий перед началом практики;

- изучает организацию и специфику работы подразделений с целью подбора студентов в соответствии с их индивидуальными качествами и наклонностями;

- информирует руководителя практического подразделения о пройденной студентами программе обучения и уровне их подготовки;

- согласовывает время, тематику и объем работы студента в период прохождения практики;

- оказывает студенту методическую помощь в составлении индивидуального плана (задания) прохождения практики;

- изучает профессиональные и другие личные качества студента, уровень его подготовки и отношение к работе;

- совместно с руководителем практики от принимающей организации подводит итоги и дает оценку работы студента;

- информирует руководителя подразделения принимающей организации о прохождении практики, об имеющихся недостатках в ее организации и проведении, о своих предложениях по их устранению;


  Преддипломная практика

Организацию и проведение преддипломной практики обеспечивает Юридический институт ИГУ и органы, в которых студенты проходят практику. Во время преддипломной практики студенты находятся в подчинении руководителя подразделения базового органа практики.

Рабочая неделя для студентов устанавливается пятидневной.

Использование студентов для выполнения поручений, не предусмотренных программой преддипломной практики, а также откомандирование их в учебное заведение раньше установленного срока без согласования с ЮИ ИГУ не допускается.

Студенты, отличившиеся при прохождении преддипломной практики, проявившие инициативу при выполнении  поручений, определенной работы  могут быть поощрены руководителями базовых органов, что должно быть отражено в характеристике. Случаи, нарушений  дисциплины или правил внутреннего распорядка, так же  должны быть отражены  руководителем практики в характеристике.

Методические рекомендации для студентов по выполнению программы  преддипломной практики.

1. Перед началом практики студент должен:

  • явиться в назначенное время на общее организационное собрание, которое проводится перед началом практики руководителем практики по кафедре уголовного права ЮИ ИГУ;

  • получить у руководителя практике по кафедре подписанное направление в органы МВД и ФСИН РФ, где планируется прохождение им практики, в котором указываются все реквизиты этой организации и Ф.И.О. студента, направленного на практику и руководителя практики;

  • получить от преподавателя – руководителя практики от института индивидуальное задание по практике и необходимые инструкции и консультации.

2. В период подготовки к практике и ее прохождения студент, уяснив цели и задачи практики в органах МВД и ФСИН РФ:

  • изучает предусмотренные программой практики нормативные правовые акты;

  • по прибытии на место практики  составляет  индивидуальный  план прохождения практики и ведет дневник практики;

  • строго соблюдает правила охраны труда и техники безопасности, дисциплину и внутренний распорядок, установленные по месту прохождения преддипломной практики; права и законные интересы граждан;

  • поддерживает в установленные дни контакты с руководителем практики от института, а в случае возникновения непредвиденных обстоятельств или неясностей сообщает о них незамедлительно;

  • изучает действующие в подразделении нормативно-правовые акты по его функциональному предназначению, режиму работы,  делопроизводству,  структуре данного органа,  организации деятельности и  взаимодействию с другими  государственными органами;

  • изучает  порядок прохождения служебных документов в  подразделении;

  • участвует  в  подготовке  и осуществлении плановых мероприятий, предусмотренных программой практики;

  • выполняет  отдельные служебные задания (поручения) руководителя практики, в ходе которых приобретает навыки установления деловых контактов с сотрудниками;

  • закрепляет полученные теоретические знания, приобретает навыки юридической практической работы;

  • собирает и обобщает материалы,  необходимые для подготовки дипломной или научной  работ;

  • соблюдает  распорядок дня и режим работы, установленные в подразделении;

  • ведет ежедневный учет выполнения программы преддипломной практики в дневнике, и накапливает материал для составления отчета;

  • в течение последней недели практики на основе данных, отраженных в дневнике, составляет отчет о проделанной работе и представляет его преподавателю – руководителю для подведения итогов практики. В отчете указывается следующее:

- дата, название подразделения, вид практики, проделанная работа;

- общие сведения о принимающем органе,  в котором проводилась практика (состояние оперативной обстановки, организация оперативно-служебной деятельности, наличие научно-технических средств, внедрение передового опыта в служебную деятельность и т.д.);

- сведения о выполнении программы преддипломной практики, перечень основных мероприятий, проведенных в период практики, анализ наиболее характерных примеров, причины невыполнения отдельных пунктов плана (если таковые есть);

- общие итоги преддипломной практики, выводы и предложения по ее совершенствованию;

- трудности методического и практического характера, встретившиеся в ходе преддипломной практики;

  • своевременно сдать руководителю практики по кафедре всю необходимую отчетную документацию по практике, которая должна быть оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями;

  • защитить отчет по преддипломной практике.

Студенты, самостоятельно определившие места прохождения практики, в том числе и в других населенных пунктах, обязаны перед выездом получить консультацию от руководителя преддипломной практики (преподавателя института) по выполнению индивидуального задания, разъяснения по всем вопросам практики.

Методические рекомендации для сотрудников принимающей организации по руководству преддипломной практикой студентов

Руководитель принимающей организации:

- прикрепляет студентов к высококвалифицированным работникам (специалистам), имеющим четкое представление о правовом обеспечении служебной деятельности данного подразделения;

- рассматривает и утверждает составленные студентами индивидуальные планы прохождения практики;

- предоставляет студентам в пределах программы и полученного задания на преддипломную практику возможность знакомиться с необходимыми документами и материалами;

- рассматривает и утверждает (подписывает) составленные непосредственным руководителям практики отзывы (характеристики) на студентов за период прохождения ими практики.

Руководитель практики (специалист), непосредственно отвечающий за руководство преддипломной  практикой:

- оказывает студентам помощь в составлении индивидуальных планов прохождения практики и его выполнении;

- с учетом специфики подразделения оказывает помощь в составлении и оформлении дневника  прохождения практики;

- обеспечивает организацию изучения студентами действующих в  подразделении нормативно-правовых актов по режиму работы,  делопроизводству, задачам, целям и компетенции органа;

- изучает уровень теоретической и практической подготовки, деловые и психологические качества студента, способствует развитию у него чувства уважения к выбранной специальности и ответственности за порученное дело, самостоятельности, инициативы, способствует повышению его правовой культуры;

- привлекает студентов к анализу действующего законодательства и правоприменительной практики органа;

- регулярно подводит итоги проделанной студентами работы и уточняет последующие задания, контролирует ведение дневника, объективно оценивает результаты их работы;

- по окончании практики подводит ее итоги и составляет характеристику на студента.

В характеристике принимающей организации должны быть отражены:

- полнота и качество выполнения программы преддипломной практики и индивидуального плана ее проведения, оценка результатов практики студентов;

- уровень его теоретической подготовки по различным дисциплинам, знание основных законодательных и других нормативных актов, регламентирующих деятельность органов МВД и ФСИН РФ;

- уровень аналитического мышления, способность творческого решения поставленных задач;

- отношение к работе, наиболее типичные черты характера и склонности, волевые и нравственные качества, исполнительность, общий и культурный уровень развития, коммуникабельность;

- способность и умение выполнять внутренний распорядок дня, состояние дисциплины, а также другие вопросы, которые могут характеризовать студента;

- участие в общественной жизни принимающего органа;

- выводы о практической деятельности студента.

Характеристика скрепляется гербовой печатью и направляется в Юридический институт ИГУ для приобщения к личному делу студента.

Методические рекомендации для преподавателя института по руководству преддипломной практикой студентов в органах МВД и ФСИН РФ:

Для оказания методической помощи в проведении преддипломной практики назначается руководитель из числа преподавателей кафедры уголовного права ЮИ ИГУ.

На преподавателя, руководителя по практике на кафедре, возлагается обязанность своевременно оповестить базовые органы  о сроках проведения учебной практики, её программе, сообщить количество студентов, которые должны проходить практику в базовом органе.

Помимо этого, преподаватель должен провести инструктивное совещание со студентами и в дальнейшем контролировать ход выполнения учебной практики.

Преподаватель – руководитель практики с учетом целей и задач преддипломной практики:

- обеспечивает проведение необходимых организационных мероприятий перед началом практики;

- изучает организацию и специфику работы подразделений с целью подбора студентов в соответствии с их индивидуальными качествами и наклонностями;

- информирует руководителя практического подразделения о пройденной студентами программе обучения и уровне их подготовки;

- согласовывает время, тематику и объем работы студента в период прохождения практики;

- оказывает студенту методическую помощь в составлении индивидуального плана (задания) прохождения практики;

- изучает профессиональные и другие личные качества студента, уровень его подготовки и отношение к работе;

- совместно с руководителем практики от принимающей организации подводит итоги и дает оценку работы студента;

- информирует руководителя подразделения принимающей организации о прохождении практики, об имеющихся недостатках в ее организации и проведении, о своих предложениях по их устранению;

 

Правила приёма и защиты практики на кафедре уголовного права ЮИ ИГУ

Документы:

1.  Дневник

2.  Характеристика, заверенная гербовой печатью (оригинал + копия)

3.  Отчет

4.  ВСЕ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ ЗАЧЕТНУЮ КНИЖКУ!!!

Дневник:

 – 2 штампа гербовых печатей, подтверждающих, что студент:

  1. прибыл на практику в установленный срок

  2. убыл с места прохождения практики в установленный срок (сроки прибытия и убытия с места прохождения практики указаны в Дневнике прохождения практики)

– дневник заполняется студентом самостоятельно в той части, где указывается краткое содержание проделанной во время практики работы за каждый день ее прохождения.

Каждая заполненная страница дневника должна быть подписана личной подписью руководителя, закрепленного за студентом по месту прохождения практики, и подтверждена печатью (любой).

– в конце дневника студент вписывает перечень всех документов, собранных во время прохождения практики и оформленных как приложение к отчету (копии протоколов проведения следственных действий, различные справки, повестки, описи личных дел, карточки учёта и др.).

Примечание: В качестве приложения не могут быть указаны различные ФКЗ, ФЗ, акты палат ФС и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность органов государственной власти либо организаций прохождения практики.

Отчёт:

– отчёт оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к курсовой работе (переплёт, титульный лист, нумерация страниц, шрифт 12 Times New Roman, интервал 1,5, в конце отчёта подшиваются приложения);

- содержание отчета – 10-15 страниц подробного описания всей проделанной работы за весь период прохождения практики, начиная с первого дня ее прохождения и заканчивая последним – сроки практики, место прохождения практики указаны в дневнике на первой странице.

- к отчёту прикрепляются документы, оформленные как приложение в том порядке, в котором указаны в дневнике. 

- на последней странице отчета о прохождении практики студент указывает дату, ставит подпись и расшифровку своей подписи.

- статьи, отдельные положения нормативно-правовых актов в содержании отчета не учитываются.

Характеристика:

- 2 экземпляра: оригинал  + копия

- содержит положительные отзывы о студенте, проходившем практику.

- подписывается руководителем структурного подразделения по месту прохождения практики и подтверждается гербовой печатью.

Защита практики:

- преподаватель, осуществляющий приём практики, задаёт вопросы по процессу прохождения практики, характеру осуществляемой работы, изучает представленные документы;

- по окончании защиты практики студенту выставляется отметка о защите практики в зачётной книжке, дневнике и отчёте по практике. 

Примечание: приведенные перечни тем являются примерными, студент вправе избрать для написания курсовой работы иную тему и после согласования с научным руководителем представить ее на утверждение заведующему кафедрой.

Примерный перечень тем рассмотрен и утвержден на заседании кафедры уголовного права 21.09.2013 г. (протокол № 1).

Примерный перечень тем выпускных квалификационных работ для бакалавров

1. Уголовно-исполнительная политика российского государства на современном этапе.
2.    Проблемы эффективности исполнения уголовных наказаний.
3.    Эффективность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
4.    Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Понятие и проблемы.
5.    Система уголовных наказаний. Проблемы при замене наказаний.
6.    Порядок, условия и проблемы исполнения уголовного наказания в виде штрафа.
7.    Порядок, условия и проблемы исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
8.    Порядок, условия и проблемы исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. 
9.    Порядок, условия и проблемы исполнения уголовного наказания в виде обязательных работ.
10.    Порядок, условия и проблемы исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ.
11.     Порядок, условия и проблемы исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ.
12.    Порядок, условия и проблемы исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы.
13.    Порядок, условия и проблемы исполнения уголовного наказания в виде ареста.
14.    Порядок, условия и проблемы исполнения уголовного наказания в виде ограничения по военной службе.
15.    Порядок, условия и проблемы исполнения уголовного наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
16.    Понятие классификации осужденных к лишению свободы  ее значение для достижения целей наказания.
17.    Распределение осужденных по видам исправительных учреждений. Порядок направления осужденных к месту отбывания наказания.
18.    Понятие режима в исправительных учреждениях. Его основные функции.
19.    Режим особых условий в исправительных учреждениях.
20.    Изменение условий содержания осужденных. Основания и порядок перевода.
21.    Особенности и проблемы исполнения наказания в колониях-поселениях.
22.    Особенности и проблемы исполнения наказания в исправительных колониях общего режима.
23.    Особенности и проблемы исполнения наказания в исправительных колониях  строгого режима.
24.    Особенности и проблемы исполнения наказания в исправительных колониях особого режима.
25.    Особенности и проблемы исполнение наказания в виде пожизненного лишения свободы.
26.    Особенности и проблемы исполнения наказания в тюрьмах.
27.    Особенности и проблемы исполнение наказания в воспитательных колониях.
28.    Виды освобождения от наказания.
29.    Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания. Проблемы и перспективы развития.
30.    Проблемы социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания.
31.    Проблемы социальной адаптации женщин, освобожденных от отбывания наказания.
32.    Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных от отбывания наказания.
 

Уголовное право. Общая часть

Примерный перечень тем курсовых работ

  1. Принципы уголовного права и их отражение в нормах уголовного закона России.
  2. Аналогия в уголовном праве России: понятие, история происхождения.
  3. Наука уголовного права России и ее задачи на современном этапе развития общества.
  4. Школы уголовного права в России: пути становления.
  5. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации.
  6. Предмет и метод уголовно-правового регулирования.
  7. Соотношение этики, морали и уголовного права.
  8. Социология уголовного права: перспективы развития.
  9. Понятие и сущность уголовного права России.
  10. История науки уголовного права России.
  11. Толкование уголовного закона: понятие и виды.
  12. Уголовно-правовая норма: понятие, структура, виды.
  13. Действие уголовного закона во времени и по кругу лиц.
  14. Пространственные принципы действия уголовного закона России.
  15. Понятие преступления в уголовном праве России.
  16. Категоризация преступлений: законодательный и теоретический аспекты категоризации.
  17. Понятие и виды единичных преступлений.
  18. Совокупность преступлений.
  19. Рецидив преступлений.
  20. Множественность преступлений.
  21. Общее понятие состава преступления и его признаки.
  22. Развитие понятия «объект преступления» в истории уголовного права России.
  23. Объект преступления: понятие и виды.
  24. Объект преступления в системе, характеризующих его признаков.
  25. Основные признаки объективной стороны преступления.
  26. Понятие и признаки общественно опасного деяния.
  27. Понятие и виды общественно опасного вреда.
  28. Причинная связь в уголовном праве России.
  29. Факультативные признаки объективной стороны состава преступления.
  30. Невменяемость в уголовном праве России.
  31. Субъект преступления: понятие и признаки.
  32. Умышленная форма вины: понятие, виды.
  33. Неосторожная форма вины: понятие, виды.
  34. Дополнительные признаки субъективной стороны преступления.
  35. Преступления с двумя формами вины.
  36. Уголовная ответственность: понятие, основания, виды.
  37. Понятие и правовая природа освобождения от уголовной ответственности.
  38. Освобождение от уголовной ответственности и ее виды.
  39. Предварительная преступная деятельность: виды и формы реализации.
  40. Добровольный отказ от доведения преступления до конца.
  41. Объективные и субъективные признаки соучастия.
  42. Виды соучастников.
  43. Формы и виды соучастия.
  44. Ответственность соучастников преступления.
  45. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.
  46. Крайняя необходимость.
  47. Физическое или психическое принуждение.
  48. Обоснованный риск.
  49. Исполнение приказа или распоряжения.
  50. Понятие наказания и его цели.
  51. Виды уголовных наказаний и особенности их применения.
  52. Штраф: понятие, сроки, порядок назначения и условия исполнения.
  53. Лишение свободы.
  54. Смертная казнь: за и против.
  55. Смертная казнь в истории уголовного права России.
  56. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
  57. Условные виды освобождения от уголовного наказания.
  58. Безусловные виды освобождения от уголовного наказания.
  59. Освобождение от уголовного наказания: понятие и виды.
  60. Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним.
  61. Меры уголовно-правового характера.
  62. Принудительные меры медицинского характера.
  63. Конфискация имущества.

Уголовное право. Особенная часть

Примерный перечень тем курсовых работ

  1. Особенная часть Уголовного кодекса РФ: современное состояние и проблемы совершенствования.
  2. Квалификация “серийных” убийств на сексуальной почве.
  3. Квалифицирующие и смягчающие обстоятельства убийства.
  4. Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.
  5. Проблемы соотношения квалифицированного убийства со сходными составами преступлений.
  6. Виды причинения вреда здоровью человека и их уголовно-правовая оценка.
  7. Уголовная ответственность за заражение болезнями.
  8. Ответственность за сексуальные действия с применением насилия.
  9. Нарушение правил охраны труда.
  10. Понятие хищения чужого имущества и его роль в квалификации преступлений.
  11. Формы и виды хищений чужого имущества.
  12. Уничтожение или повреждение чужого имущества.
  13. Злоупотребления при банкротстве.
  14. Фиктивное банкротство.
  15. Коммерческий подкуп.
  16. Угон судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава.
  17. Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.
  18. Понятие оружия в российском праве. Квалификация преступлений, совершаемых с использованием оружия.
  19. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.
  20. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ.
  21. Квалификация преступлений против общественной нравственности.
  22. Проблемы квалификации экологических преступлений.
  23. Незаконная добыча водных животных и растений.
  24. Незаконная охота.
  25. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
  26. Квалификация преступлений в сфере компьютерной информации.
  27. Шпионаж.
  28. Уголовно-правовое понятие должностного лица и его значение для квалификации преступлений.
  29. Злоупотребление должностными полномочиями.
  30. Принуждение к даче показаний.
  31. Заведомо ложный донос.
  32. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа.
  33. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
  34. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
  35. Нарушение уставных правил взаимоотношения между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности.
  36. Квалификация преступлений против мира и безопасности человечества.
  37. Торговля людьми.
  38. Организация занятия проституцией.


ВНИМАНИЕ!  

Положения данного документа распространяются только на курсовые работы, которые выполняются по дисциплинам

«Уголовное право. Особенная часть» и «Уголовно-исполнительное право»

  

Структура Курсовой работы

 

Р Е Ц Е Н З И Я

Титульный лист (выполняется в строгом соответствии с образцом, который можно оформить в Интернет-центре ЮИ ИГУ)

 

Содержание (указываются структурные части курсовой работы и номера страниц, с которых они начинаются)

 

Введение (объем – 2-3 страницы)

 

1. Обосновывается актуальность избранной темы, осуществляется постановка целей и задач работы.

2. Действующая редакция статьи УК РФ (иного нормативного правового акта), ее официальный текст (с обязательным указанием реквизитов федерального закона).

3. Информационная карта состава преступления (краткий юридический анализ статьи в соответствии с составом преступления). Внимание! Данная карта составляется только в случае написания курсовой работы по Особенной части уголовного права.

 

Основная часть (объем 15-17 страниц)

 

При написании курсовой работы по Общей части уголовного права или иным дисциплинам:

Представляет собой аналитическую записку по избранному институту уголовного права, в которой должны содержаться:

1. извлечения из четырех-шести судебных актов (с обязательным указанием источника!) – преимущественно их описательно-мотивировочная часть (а не весь текст полностью!), в которой цветными маркерами необходимо выделить юридически значимые признаки данного института,

2. извлечения из актов официального судебного толкования при их наличии (обязательна ссылка на источник),

3. извлечения из трех научных статей (обязательна ссылка на источник)

 

При написании курсовой работы по Особенной части уголовного права:

Представляет собой аналитическую записку по избранному составу преступления, в которой должны содержаться:

1. извлечения из трех оправдательных и трех обвинительных приговоров суда (с обязательным указанием источника!) – преимущественно их описательно-мотивировочная часть (а не весь текст полностью!), в которой цветными маркерами двух видов выделяются обязательные (объективные и субъективные) признаки данного состава преступления,

2. извлечения из актов официального судебного толкования (обязательна ссылка на источник),

3. извлечения из трех научных статей (обязательна ссылка на источник)

 

Заключение (объем 2-3 страницы)

Представляются краткие выводы по работе, пути разрешения (преодоления) теоретических и практических проблем.

Составляется тестовое задание по теме курсовой работы (не менее 10 шт.) по схеме: вопрос и три-четыре варианта ответов. В конце приводятся правильные ответы (их должно быть по одному в каждом вопросе)

 

Список использованной литературы (объем 2-3 страницы)

Составляется библиографический список в строгом соответствии с требованиями действующего ГОСТа (можно получить в библиотеке ЮИ ИГУ)

 

 

Примечание:

1. Последним листом курсовой работы является бланк рецензии, который должен быть подшит к курсовой работе!

2. Вся курсовая работа (ее окончательный, исправленный вариант) должна быть представлена на электронном носителе (CD), приложенном в отдельном конверте, также подшитым к курсовой работе.

 

Требования к оформлению: шрифт Times New Roman, 12 кегль, 1,5 интервал, поля слева – 3 см, справа – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см. Все ссылки, а также список использованной литературы должны соответствовать требованиям действующего ГОСТа (можно получить в библиотеке ЮИ ИГУ). Максимальный объем курсовой работы – 30 страниц!

 

Информационная карта состава преступления

 

1. Статья УК РФ, где закреплён основной состав:___________________

2. Видовой объект:________________________

2.1. Непосредственный основной объект:_______________________

2.2. Непосредственный доп. объект:___________________________

2.3. Непосредственный факультатив. объект:___________________

2.4. Особенности предмета, потерпевшего (если есть):_________ ____

3. Вид диспозиции (указать): простая, описательная, отсылочная, бланкетная (для ссылочной указать, на какую статью УК ссылается для уяснения признаков состава преступления);

4. Конструкция состава по объективной стороне (указать вид, а также момент, с которого преступление считается оконченным): усечённый, формальный, материальный; _________________________________

5. Объективная сторона

5.1. Деяние (описать):________________ ________________

5.2. Причинно-следственная связь: (для составов с материальной конструкцией: указать, что включена в объективную сторону)

5.3. Последствие (для составов с материальной конструкцией; подробно описать):_____________________________

5.4. Иные признаки (из категории факультативных), обязательные для состава анализируемого преступления: _______________________________________

6. Субъективная сторона

6.1. Вина: (указать форму и вид, раскрыть содержание):__________________

6.2. Факультативные признаки, трансформированные в обязательные для этого состава (если имеются; описать): __________________

7. Субъект (общий или специальный; описать): ___________________

8. Наличие привилегированных, квалифицированных или особо квалифицированных видов состава в рамках этой же статьи УК РФ (указать части статьи или пункты, а также вид состава): ___________

9. Оценочные признаки (если имеются – перечислить, указать, в каких видах состава или частях статьи закреплены): _______________

10. Категория преступления (см. ст.15 УК РФ):

 


 

10.1 Основной состав: ____________________


10.2. Квалифицированный состав: ________________


... (и т.д.; можно указывать части статьи УК РФ, если в них закреплены разновидности одного состава преступления);

11. Наличие связанных составов (смежных, специальной или общей нормы; с которыми требуется разграничивать; указать статьи и части):

12. Наличие актов судебного толкования (если имеются: разъяснения Пленума Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ; указать номер, дату принятия, принявший орган, название): _________________________

 

 


 

ЦЕНТР СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КАФЕДРЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА ЮИ ИГУ

C 2005 года начал свою работу Кружок уголовно-правовых дисциплин, с 2012 года он был преобразован в Центр студенческих научных исследований кафедры уголовного права ЮИ ИГУ. Положение о Центре было утверждено на заседании кафедры уголовного права ЮИ ИГУ 16 сентября 2017 года.

Участниками Центра являются студенты очного бюджетного, коммерческого отделений и МПО ЮИ ИГУ (всего около 25 человек).

Вся работа Центра построена исключительно на углубленном изучении проблем уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии, и предполагает подготовку каждым студентом индивидуальной научной работы. На заседаниях Центра обсуждаются темы, как правило, не рассматриваемые в рамках программ соответствующих дисциплин, но имеющие как теоретическую, так и практическую значимость. При этом упор сделан на отыскание действительно заинтересованных студентов, склонных к научно-исследовательской работе.

Работа Центра проходит в форме лекций, тренингов, мини-конференций, ролевых игр, коллоквиумов и иных интерактивных форм. На заседания приглашаются юристы-практики, организовываются посещения студентами учреждений уголовно-исполнительной системы Иркутской области, судебных заседаний.

Куратор Центра  – преподаватель кафедры уголовного права ЮИ ИГУ Л. А. Петрякова.



 

 

РАСПИСАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ

преподавателей кафедры уголовного права

Юридического института ИГУ

 

2 семестр 2024-2025 учебного года

 

Общая консультация – среда 13.30-15.00

 

Индивидуальная консультация по отделениям:

 

Преподаватель

Очное/заочное отделение

Международно-правовое

отделение

Отделение магистратуры и аспирантуры

доц. Аверинская С.А.

четверг

13.20-14.20

-

среда

10-50-11.50

доц. Георгиевский Э.В.

четверг

н/н 13.20-15.20

-

четверг

н/н 13.20-15.20

доц. Забавко Р.А.

вторник

н/н 10.10-11.30

ч/н 15.20-16.20

среда

15.20-16.20

-

вторник

н/н 10.10-11.30

ч/н 15.20-16.20

доц. Кравцов Р.В.

понедельник

13.00-14.00

четверг

17.00-18.00

-

четверг

17.00-18.00

доц. Островских Ж.В.

пятница

11.50-13.50

-

пятница

11.50-13.50

доц. Радченко О.В.

понедельник

13.20-14.20

понедельник

17.00-18.00

понедельник

13.20-14.20

проф. Репецкая А.Л.

-

-

пятница

12.50-13.50

 

 

В часы консультаций преподаватели осуществляют консультирование студентов, магистрантов и аспирантов, руководство и рецензирование курсовых и  дипломных работ.

  

    

БАКАЛАВРИАТ

  • Уголовное право
  • Криминология
  • Уголовно-исполнительное право
  • Квалификация правонарушений
  • Особенности квалификации насильственных преступлений
  • Уголовно-правовое противодействие корыстной преступности
  • Уголовно-исполнительное право
  • Совместное совершение преступлений
  • Множественность преступлений в уголовном праве
  • Уголовно-правовое противодействие корыстной преступности
  • Особенности квалификации насильственных преступлений
  • Уголовно-правовое противодействие посягательствам в сфере недвижимости
  • Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных преступлений
  • Экономическое уголовное право
  • Основы антикоррупционной политики
  • Профессиональная деятельность в сфере применения уголовного и уголовно-процессуального права

МАГИСТРАТУРА

  • Актуальные проблемы современного уголовного права
  • Уголовно-правовое воздействие: теория и практика
  • Уголовно-правовая охрана личности
  • Вопросы квалификации служебных преступлений
  • Преступления против собственности: проблемы теории и правоприменительной практики
  • Актуальные вопросы противодействия преступлениям террористической и экстремистской направленности
  • Научно-исследовательская работа студентов
  • Научно-исследовательский семинар
  • Юридический анализ правоприменительной практики
  • Противодействие отдельным видам преступлений
  • Уголовно-правовое противодействие совместной преступной деятельности
  • Проблемы уголовно-правовой регламентации обстоятельств, исключающих преступность деяния
  • Уголовно-правовая охрана семьи и несовершеннолетних
  • Правовое регулирование ответственности за экологические правонарушения
  • Уголовно-правовые и криминологические аспекты ювенологии
  • Виктимологическая профилактика отдельных видов преступлений
  • Актуальные проблемы криминопенологии
  • Проблемы противодействия наркотизму
  • Уголовно-правовая защита бизнеса

 

 

Кафедра ведет активную научно-исследовательскую деятельность. Об этом свидетельствуют регулярные публикации научных работ преподавателей кафедры в журналах из Перечня рецензируемых научных изданий ВАК (в том числе Сибирском юридическом вестнике), а также выступления на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых Юридическим институтом ИГУ, а также конференциях разных уровней, проводимых на базе других вузов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Томска, Тюмени и др.

 

  • Подготовка и рецензирование научных статей

Преподаватели кафедры подготавливают и опубликовывают научные статьи по актуальным вопросам уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии, которые публикуются в различных научных журналах, в том числе в тех, которые рекомендованы ВАК для опубликования результатов диссертационных исследований.

Кроме этого преподаватели кафедры осуществляют внутреннее рецензирование научных статей, поступающих в редакцию журнала «Сибирский юридический вестник» (рубрика «Вопросы уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии»).

  • Проведение диссертационных и монографических исследований

На кафедре ведется активная научная деятельность, связанная с написанием диссертаций и монографий.

Готовятся к выходу в свет монографии по актуальным вопросам уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии. 

  • Участие в научно-практических мероприятиях

Преподаватели кафедры регулярно участвуют в региональных, общероссийских и международных научно-практических конференциях, семинарах, «круглых столах».

Также преподаватели кафедры осуществляют руководство студенческими научными работами на различных конкурсах: конкурс законопроектов, конкурс научных работ по финансовому праву и др.


Центр студенческих научных исследований

C 2005 года начал свою работу Кружок уголовно-правовых дисциплин. С 2012г. Кружок уголовно-правовых дисциплин был реформирован в Центр студенческих научных исследований кафедры уголовного права ЮИ ИГУ. На заседаниях Кружка обсуждаются темы, как правило, не рассматриваемые в рамках программ соответствующих дисциплин, но имеющие как теоретическую, так и практическую значимость. Работа Кружка проходит в форме лекций, тренингов, мини-конференций, ролевых игр, коллоквиумов. На заседания приглашаются юристы-практики, организовываются посещения студентами учреждений уголовно-исполнительной системы Иркутской области, судебных заседаний.

Кафедра регулярно проводит обсуждение статей, монографий, учебно-методических изданий, написанных преподавателями кафедры и вышедших из-под пера других авторов. Кроме того, анализируются авторефераты, поступившие на кафедру, готовятся заключения на постановления Пленумов Верховного Суда РФ.

C сентября 2008 г. преподаватели кафедры внедряют мультимедийные технологии в образовательный процесс по всем дисциплинам.

В 2008 г. кафедра провела конкурс, посвященный 90-летию образования Иркутского государственного университета и 10-летию образования Юридического института ИГУ «Интеграция европейских образовательных стандартов в российский учебный процесс», предметом  и целью которого является разработка инновационного практического материала, используемого в образовательном процессе по учебным дисциплинам кафедры, повышение эффективности образовательного процесса и качества обучения студентов посредством использования инновационного инструментария.

C 2009 кафедра уголовного права принимает участие в разработке и представлении курсов для системы дифференцированного Интернет-обучения ГЕКАДЕМ, которая позволяет обеспечить необходимый уровень обучения в учебных заведениях и учебных центрах на основе применения современных телекоммуникаций и информационных технологий. Данная система предназначена для контроля индивидуального обучения и анализа учебного процесса среди студентов Юридического института ИГУ.

В 2011 году заведующий кафедрой уголовного права ЮИ ИГУ, к.ю.н., доцент Р.В. Кравцов был приглашен для чтения лекций на Международную летнюю академию «Основы российского права», организованную Университетом г. Любляна (Словения).

С 2016 года кафедра принимает активное участие в реализации Европейской образовательной программы по обучению правам человека представителей юридических профессий HELP.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в Курсах повышения квалификации для преподавателей высших учебных заведений по направлению «Правоведение». 

 

 

Кафедра уголовного права Юридического института ИГУ была организована в год создания Иркутского государственного университета и юридического факультета. В 1918 году истоков создания кафедры стоял доцент Казанского университета Герберт Юлианович Маннс, первый заведующий кафедрой, один из «отцов-основателей» ИГУ и юридического образования в Восточной Сибири, член Правления ИГУ. Профессор Маннс Г. Ю. преподавал уголовное право, уголовную политику, историю уголовного права, криминалистику и др. Значительный вклад в становление кафедры также внесли профессор Томского госуниверситета Мокринский Степан Петрович и профессор Пермского университета Иван Александрович Антропов.

Научные интересы кафедры были направлены на решение следующих научных проблем: вопросы эффективности мер уголовно-правового характера и борьбы с преступностью несовершеннолетних; уголовно-правовые меры, не связанные с лишением свободы и их применение; история развития отечественного уголовного законодательства; транснациональная организованная преступность; виктимологическая профилактика преступлений.

Сегодня научные направления кафедры возглавляет доктор юридических наук, профессор Репецкая Анна Леонидовна . Руководит кафедрой кандидат юридических наук, доцент Кравцов Роман Владимирович.

Кафедра успешно реализует подготовку магистров по программе «Теория и практика применения норм уголовного права», научным руководителем программы является: кандидат юридических наук, доцент Георгиевский Э.В. 

Выпускники программы «Теория и практика применения норм уголовного права» успешно работают судьями по уголовным делам, руководителями подразделений Следственного управления Следственного комитета России по Иркутской области, ГУ МВД России по Иркутской области, ГУФСИН России, участвуют в рассмотрении судами уголовных дел в качестве адвокатов и прокуроров.

Контактная информация:

Адрес: г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 10

Телефон: 8 (3952) 52-11-91

Е-mail: secretar@law.isu.ru

Отборочная комиссия:

Адрес: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 124, Научная библиотека ИГУ им. В.Г. Распутина, ауд. 202.

График работы: 

Июль: понедельник – пятница с 10:00 до 17:00, суббота – 10:00 до 14:00

Август: понедельник  четверг с 10:00 до 17:00, пятница  с 10:00 до 16:00,

суббота, воскресенье  выходной

Телефон: 8 (3952) 52–1850

Е-mail: abitur@law.isu.ru

Институт в социальных сетях

Вверх